В столице прошло заседание республиканского Совета медиации в онлайн формате. В ходе мероприятия обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития института медиации в Казахстане, утвержден новый состав республиканского Совета медиации АНК и рассмотрено Положение Совета.
Заместитель председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного развития РК Еркин Уйсимбаев поприветствовал участников заседания.
Директор РГУ «Қоғамдык келісім» Министерства информации и общественного развития Ербол Шауенов проинформировал о работе института медиации АНК и ее перспективах.
В свою очередь депутат Мажилиса Парламента РК, председатель республиканского Совета медиации Ассамблеи народа Казахстана Наринэ Микаелян более подробно остановилась на работе Совета.
В частности, она отметила, что «координация деятельности структур института медиации – непосредственная обязанность, возложенная на Ассамблею, которая на протяжении ряда лет является главным медиатором в сфере социально-общественных и межэтнических отношений в Казахстане».
По ее мнению, «Желание урегулировать спор, устранить недопонимание, препятствующее дальнейшему развитию, есть не что иное, как проявление открытости сознания. Готовность граждан к компромиссу в ходе решения любого конфликта становится показателем гражданской зрелости и ответственности, повышает уровень развития правовой культуры общества, обеспечивает общественную стабильность и устойчивость всей социальной структуры Казахстана».
Известно, что 28 января 2011 года принят Закон «О медиации», который стал знаковым событием для всей правовой системы Казахстана.
3 июля 2011 года Постановлением Правительства РК №770 утверждены Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.
Таким образом, была сформирована определенная нормативно-правовая основа для внедрения и развития института медиации в нашей стране.
Далее Н. Микаелян отметила, что «Если говорить о социальной роли медиации, то нельзя не признать, что сама Ассамблея изначально выполняла и выполняет медиативные функции в сфере межэтнических отношений, примиряя «различные полюса национального сознания», выстраивая гармоничные отношения между этносами Казахстана, обеспечивая их интеграцию в единый народ. В данном контексте медиация, будучи механизмом для обоюдного разрешения споров и противоречий, выступает также и механизмом укрепления нашего единства.
Конечно, с учетом высокой специфики медиации в различных сферах гражданско-правовых отношений, требующих специальных знаний и навыков, Ассамблея не может охватить несвойственные ей функции медиации, предположим, по уголовным делам. Однако, сосредоточившись на развитии медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства, ассамблея тем не менее системно и последовательно продвигает идею популяризации института медиации в широких массах населения с использованием всех своих структур и площадок, в сотрудничестве с Верховным судом РК, министерствами юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратурой, учреждениями образования и здравоохранения, организациями медиаторов Казахстана», — заключила спикер.
Напомним, что 28 апреля 2018 года Главой государства были подписаны дополнения в Закон РК «Об Ассамблеи народа Казахстана», согласно которого в соответствии с подпунктом 14-1) статьи 6 Закона, Ассамблея народа Казахстана оказывает содействие развитию института медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства.
В настоящее время Ассамблея народа Казахстана проводит системную работу по формированию и развитию института общественных медиаторов и показывает определенные положительные результаты. В республике созданы 29 Советов медиации.
Республиканским Советом медиации АНК подписаны 9 (девять) меморандумов о взаимном сотрудничестве (с Верховным судом РК, Союзом судей РК, «Федеральный институт медиации» Российской Федерации, Национальной организацией медиаторов Российской Федерации, Национальной палатой здравоохранения РК, НПП «Атамекен», Республиканской коллегией адвокатов, Республиканской нотариальной палатой, Уполномоченным по правам человека РК, университетом «Туран-Астана»).
В рамках их реализации, проведено более 15 000 мероприятий, с охватом более 280 000 населения.
Как стало изщвестно на заседании, несмотря на системную работу, институт медиации в Казахстане развивается хаотично, имеются следующие основные проблемные вопросы, требующие решения:
- организации медиаторов устанавливают свои правила, нет стандартизации деятельности медиаторов (деление на «профессиональных» и «непрофессиональных», индикаторы качества/эффективности деятельности медиаторов, отсутствие институциональной и специализированной аккредитации программ подготовки медиаторов;
- нет единого (республиканского/национального) реестра медиаторов;
- нет единого органа, регулирующего политику в области медиации (деятельность организации и специалистов медиации).
Во многих странах координатором развития института медиации является Министерство юстиции (Молдова, Кыргызстан, Беларусь, Узбекистан и др.). В Англии медиация контролируется Королевской службой, в США функционирует Федеральная служба медиации.