В условиях современного развития общества, в целях снижения уровня конфликтности, государством большое внимание уделяется досудебному и внесудебному порядкам урегулирования споров (конфликта). Это касается и трудовых отношений.
Так, введенным в действие в 2016 году новым Трудовым кодексом предусмотрен досудебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров согласительными комиссиями. Также, в кодексе предусмотрен порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
Законом Республики Казахстан «О нотариате» предусмотрено без суда, на основании исполнительной надписи взыскание начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей.
Верховным Судом Республики Казахстан, в судах был внедрен пилотный проект «Профилактика трудовых споров».
В рамках данного пилота судьями на постоянной основе проводится профилактическая, разъяснительная работа, в том числе семинарские занятия, круглые столы, выступления на различных диалоговых площадках, с привлечением работодателей и трудовых коллективов. Публикуются материалы в СМИ, заключаются меморандумы.
Большую роль в развитии досудебного урегулирования споров играют также структуры Ассамблеи народа Казахстана, профсоюзные организации.
И как результат вышеуказанных мероприятий наблюдается снижение количества поступающих в суды исковых заявлений по трудовым спорам.
С принятием в 2011 году Закона Республики Казахстан «О медиации» постепенно получает свое развитие институт медиации.
Благодаря Закону у работников и работодателей появилась новая альтернативная возможность для разрешения трудовых споров путем медиации.
Работник и работодатель, действуя добровольно на равных условиях, могут по своему усмотрению распоряжаться своими правами, увеличить или уменьшить размер требований или отказаться от спора (конфликта), свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения как предусмотренного законом, так и не предусмотренного законом.
Конфликт разрешается при участии беспристрастного медиатора, который независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц.
Закон позволяет сторонам, не тратя время на многочисленные судебные процессы, обратиться к медиатору, как независимому физическому лицу, которого они сами по обоюдному согласию имеют право выбрать и разрешить конфликт в неофициальной, так сказать спокойной обстановке, придя к решению, которое устроило бы всех.
В настоящее время интерес к медиации растет. Увеличивается количество организаций, предлагающих услуги в сфере медиации. В то же время, количество споров, урегулированных с помощью медиации, не достаточно велико.
До сих пор в обществе существует стереотип о том, что трудовые споры необходимо решать только в судебном порядке. В связи с чем, необходимо на государственном уровне популяризировать институт медиации, развивать доверие населения к институту медиации.
Руководством Верховного Суда Республики Казахстан в этом направлении проводится огромная работа. В то же время, для развития института медиации, считаю что возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство, предусматривающее обязательный досудебный порядок разрешения споров, в том числе и трудовых, в порядке медиации, а также возможность заключения медиативного соглашения между работником и работодателем- государственным органом.
В заключении хотелось бы сказать о том, что граждане и юридические лица должны в полной мере пользоваться предоставленным им Законом Республики Казахстан «О медиации», правом на разрешение споров путем медиации.
Ибраев Алмаз, судья Павлодарского областного суда