Процедура медиации как междисциплинарный институт, возникший и развивающийся на стыке права и психологии, требует четких критериев, позволяющих отграничить деятельность медиатора от оказания заинтересованным лицам, с одной стороны, юридических услуг, а с другой – психологической помощи . По словам Л. Паркинсон, клиенты, обратившиеся к медиации, вправе не получать консультаций и советов, о которых не просили и в которых не нуждаются.
Таким образом, актуальной является проблема границ медиативного метода, в том числе ответ на вопросы: где кончается медиация и начинается юриспруденция, социальная помощь, психологическая коррекция; каковы возможности медиации при наличии психического стресса у сторон спора. Поскольку в большинстве стран медиация урегулирована законом и преподносится как альтернатива судебному разбирательству, медиатор ассоциируется у простого обывателя с юристом.
Наиболее распространены мифы о том, что медиация – тема исключительно юридическая, а медиатор – неформальный арбитр, который помимо юридической квалификации должен обладать специальными знаниями, позволяющими ему разбираться в сути спора. Практика медиации свидетельствует, что стороны, выслушав разъяснения медиатора о том, что он, даже будучи юристом по образованию, не вправе анализировать их позицию с юридической точки зрения, оценивать весомость доказательств, делать прогнозы о судьбе иска в случае обращения сторон в суд, продолжают ожидать от медиатора подобных действий.
Как показывает личный опыт автора по обучению медиации лиц, имеющих юридическое образование, в учебно-практическом учреждении «Центр «Медиация и право» при общественном объединении «Белорусский республиканский союз юристов», начинающие медиаторы зачастую поддаются данным ожиданиям сторон и привычным для юриста стереотипам поведения, переходя в рамках объявленной процедуры медиации к иным видам деятельности, подпадающим под признаки юридического консультирования или осуществления предварительной (независимой) экспертной оценки дела.
С другой стороны, психолого-ориентированное направление медиации оказывается на практике весьма близким к оказанию психологической помощи. Как отмечает Л. Паркинсон, приемы семейной медиации настолько тесно переплетаются с техниками психологического консультирования и семейной терапии, что разграничение между этими направлениями оказания помощи супругам и ответ на вопрос, где заканчивается медиация и начинается психотерапия, представляет определенные трудности .
Например, психолого-ориентированные медиаторы активно используют в своей деятельности такие инструменты как рефрейминг, визуализация конфликта и вербализация эмоций с помощью метафорических карт. Таким образом, позиционируя медиацию в теории АРС как самостоятельный институт, развивающийся на стыке права и психологии, но не смешивающийся ни с одним из указанных направлений, довольно сложно разъяснить потребителям специфику медиативных услуг. Осознавая, что посредник не выносит формального решения и не является психологом, участники медиации четко не представляют, в чем будет заключаться его помощь. Наиболее удачно критерии разграничения медиации, судопроизводства и психологической помощи представлены Х. Бесемером. По словам автора, судопроизводство имеет дело исключительно с фактической стороной конфликтной ситуации, психологическая помощь – с отношениями сторон и их эмоциями, которые они испытывают в связи с конфликтом. Предметом медиации выступают одновременно факты (объективная сторона конфликта), а также отношения и эмоции (субъективная сторона конфликта).
Медиация базируется на конфликтологическом, а не психологическом подходе к преодолению конфликта. Конфликтологический подход основан на работе с межличностным взаимодействием оппонентов и не предполагает психотерапевтического вмешательства в их состояние с целью разрешения их внутриличностных конфликтов. Как правильно отметил Х. Бесемер, медиация соответствует переговорам. Вместе с тем, поскольку между надлежащим решением проблемы и работой с личностью нельзя провести четкое разграничение, медиация может идти немного дальше, чем переговоры – к рассмотрению проблем личности и отношений, но не в качестве самоцели, а всегда с учетом необходимости решения очевидных объективных проблем. Медиация – это не терапия, но может иметь терапевтический эффект.
Для правильного понимания границ медиации следует иметь в виду, что медиатор не должен ставить себе задачу разрешить внутренний конфликт человека. Этот конфликт необходимо учитывать, а также организовывать себя и ситуацию вокруг так, чтобы во взаимодействии с человеком по возможности снизить негативное проявление его внутреннего конфликта. Как отмечает Л. Паркинсон, психологическое консультирование предполагает долгосрочный характер взаимоотношений психолога и клиента (клиентов) с целью развития на основе глубокого анализа индивидуального опыта и истории семьи способности партнеров лучше понимать друг друга. В то же время целью медиации является оказание участникам помощи в достижении соглашения по практическим (например, финансовым) вопросам .
Иными словами, к психологу стороны идут, чтобы осмыслить прошлое или настоящее, понять себя и друг друга, разобраться в причинах, а к медиатору – чтобы принять решение. Таким образом, несмотря на то, что психолого-ориентированные модели медиации преследуют своей целью не столько заключение соглашения, сколько восстановление взаимоотношений сторон, именно наличие нацеленности сторон на выработку соглашения выступает тем критерием, который позволяет отделить медиацию от психологического консультирования (в частности, семейной терапии). Более детально критерии, по которым может быть проведено отграничение медиации от психологического консультирования и семейной психотерапии, приведены в таблице 1.


Медиация и оказание психологической помощи при необходимости могут дополнять друг друга. Медиатор вправе приостановить или прекратить процедуру медиации и рекомендовать сторонам обратиться за получением психологической помощи, точно также как психолог, при желании сторон выработать по итогам совместной работы соглашение, вправе рекомендовать или, при наличии свидетельства медиатора, провести медиацию. Психологи, имеющие свидетельство медиатора и проводящие соответствующую процедуру, должны сознавать, что использование в медиации психологических техник должно осуществляться не в чистом виде, а быть адаптированным для целей медиации.
Оксана Николаевна Здрок «Медиация» 2019