С каждым годом в мире возрастает количество детей с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Есть они и в РК. Перед обществом, системой образования и
родителями таких детей стоит вопрос получения ими
образования. Инклюзивное образование в Казахстане — реальная
возможность адекватной социализации ребят. Расскажем
об этом подробнее.На 5-ом Международном фестивале медиации в Минске, который
состоялся 12-14 мая 2021 г, выступили 28 мастеров из 15 стран мира,
Асель Сайлаубай представляла Казахстан.
Инклюзивное образование в Казахстане.
В Казахстане, по данным профильного министерства, живет более 150 тыс. детей-инвалидов. Однако и эти цифры относительны, потому что иногда родители, избегая такого социального определения возможностей детей, не ставят их на учет.
Кроме того, есть дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации.
Таким образом, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Государство озабочено тем, чтобы эти члены общества получили адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться к социуму, реализовать свой потенциал.
В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение — обязательная составляющая этого документа.
В январе 2011 год благодаря инициативе Елбасы, Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева был принят Закон «О медиации». Как один из инструментов сохранения Мира и Согласия, межнационального единства в стране.
За эти года Закон претерпел определённые изменения и дополнения, практика применения показала, что не все было учтено. На сегодняшний день работа над Законом продолжается.
Направление инклюзия, выбрана мной не случайно. Актуальность тематики, связанной с разрешением конфликтов в сфере инклюзии, обусловлена активным развитием данного института медиации и внедрением инклюзивного образования в Казахстане.
Медиативные технологии могут помочь инклюзии создать безопасное пространство, в котором конфликты могут быть урегулированы конструктивно.
Столкнувшись с обращениями касательно конфликтов в инклюзии, подтолкнули меня изучить данное направление.
Обратившись к научной литературе, социально-психологическим исследованиям, мировому опыту в странах, где медиация применяется не первый год, поняла, что данное направление практически не изучено и не применяется в полном масштабе, не применяются все возможности медиации.
Практика показала, что в сфере инклюзии много не выявленных явных и скрытых конфликтов, как в сфере инклюзивного образования, так и в целом людей с ограниченными возможностями.
Весь материал, который удалось собрать, изучая мировой опыт, заключается в программе подготовке педагогов «Медиация в инклюзивном образовании», то есть только работа педагогов с детьми с особенными потребностями.
Однажды ко мне обратился один из родителей, с требованием помочь разобраться с конфликтом, возникшем между ним и руководством школы. В одной из школ города Нур-Султан, согласно введенному закону об инклюзивном образовании, открылся класс где стали учиться детки с определёнными видами заболевании.
Причина конфликта, как объяснил родитель, заключалась в том, что с появление ребенка с нарушенным опорно-двигательным аппаратом, ввело его ребенка в стресс. И как следствие, ребенок стал плохо учиться.
Была проделана огромная работа, как с родителями норма типичного ребенка, так и с родителями ребенка с особенным здоровьем. Были привлечены и психологи и юристы и медиаторы. Это была комплексная, последовательная работа.
Тренинги — погружение, беседы, обучение правовой грамотности, переговоры и как результат — медиация. Нам удалось разрешить эту ситуацию.
Еще одним из моментов медиации в инклюзии, это работа с самими родителями инклюзивников.
Ведь никому не придёт в голову готовиться стать инвалидом самому или готовить к этой участи родных. Никто, однако, не застрахован от временной или постоянной потери трудоспособности, от травмы, увечья, тяжёлого заболевания или нездорового ребёнка. По статистике, каждая десятая семья на протяжении жизни сталкивается с проблемой инвалидности близкого человека. Особенно тяжело переживаются в семье случаи утраты физического или психологического здоровья ребёнком. Такая ситуация вовлечёнными в неё взрослыми воспринимается, как кризисная, как ситуация невозможности.
Для родителей отныне представляется невозможным реализовать внутреннюю необходимость обеспечения для ребёнка полноценного физического и психического существования, хорошего образования, необходимого для его возраста общения со сверстниками.
Иными словами, оказывается фрустрированной реализация родительского предназначения. Родитель находиться в постоянном стрессе и как правило конфликтует с учителями, с родителями норматипичных детей, родственниками, сотрудниками государственных учреждений и самое страшное с собственным ребенком.
Неумение оказать детям с ограниченными возможностями здоровья адекватную психологическую поддержку является одной из главных отличительных черт родителей данной категории.
Вместо того, чтобы поощрять их стремление к изменениям, они часто торопятся предупредить возможные неудачи, сделать что-то не совместно с детьми, а за них.
Вместо того, чтобы помочь детям осуществить новое действие самостоятельно, они дают им понять, что это слишком сложное и недоступное для них действие и формируют, таким образом, низкую самооценку.
Получается порочный круг, разорвать который может только родитель.
Но для этого он должен быть замотивирован на сотрудничество с психологом, учителями, медиаторами.
Важно, чтобы родитель понял, что здоровье ребёнка начинается со здоровья семьи, здорового отношения к жизни, что проблемы семьи разрешаются только тогда, когда родители берут на себя ответственность за их решение.
Среди многих проблем, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время появилась острая необходимость в обучении родителей правильным способам взаимодействия с детьми, умению распознавать собственные потребности и потребности ребёнка, учитывать возрастные особенности ребёнка, понимать причины и последствия его поступков, научиться оказывать психологическую поддержку и овладеть приёмами эффективного взаимодействия.
Родители, которые стремятся участвовать в развитии и обучении своих детей могут добиться результатов только в том случае, если им удаётся установить хорошие отношения со своим ребёнком.
Сотрудничая с организациями, работающими с семьями где есть члены семьи с ограниченными потребностями, проводим комплексное обучение правовой грамотности, обучение стрессоустойчивости, конфликтологии и медиации.
Немаловажно уделять внимание социальным работникам и социальным педагогам, которые непосредственно контактируют с родителями и детьми.
Совместно с Общественным Объединением «Nasledie» организовали цикл обучающих тренингов. К ним присоединились руководитель и сотрудники Общественного объединения родителей детей с аутизмом » ОРДА». Они предоставляют специальные социальные услуги на дому и реабилитацию детей с РАС в условиях Центра, а также Тренера Общественного объединения Объединение родителей детей с инвалидностью «Мир равных возможностей».
Занятия посещают родители особенных детей, социальные педагоги, социальные работники, логопеды и тренеры, т.е. все, кто оказывает специальные услуги на дому и реабилитационных Центрах. В марте прошли обучение — 28 слушателя, в апреле — 52 слушателя и получили сертификат о прохождении курса.
Информация и опыт, который могут получить слушатели проводимых мероприятий, полезна специалистам, работающим в сфере здравоохранения работающих непосредственно с инклюзией: врачам, среднему и младшему медицинскому персону, представителям администрации лечебных учреждений.
Наличие медиативных навыков у врачей, медицинского персонала и администрации поможет разрешить разногласия и урегулировать возникающие споры, снимая тем самым претензии пациентов в процессе оказания медицинской помощи людям с ограниченными возможностями.
В настоящее ведется совместная работа с Национальным Дельфийским комитетом и по онлайн обучению подопечных «Театра особенного актера».
Мировая практика показывает, что ограничение социальных возможностей и фактически выбрасывание особых детей из социума имеют негативные последствия для развития общества.
Отчуждение человека, который имеет какие-то особые потребности, — это проявление унижения и дискриминации. Такие явления присущи бездуховному и прагматичному обществу, в котором не ценится личность.
Исходя из этого, западные страны формируют адекватное восприятие людей с инвалидностью как органичной составляющей общества. Они его полноценные члены, заслуживающие уважения и возможностей для самореализации.
В нашей стране именно медиация может стать мостом формированию адекватного восприятия людей с инвалидностью.