Казахское понятие «бий» (би) происходит от тюркского «бег» (бек, бей) — традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Бии не назначались и не избирались.
Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента.
Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность.
Бесчестный человек неизбежно утрачивал звание бия, так как никто не считал возможным обращаться к нему за справедливым решением. Безупречная репутация являлась необходимой и достаточной гарантией правосудия. Однако для признания претендента отвечающим этим требованиям нужно было показать свое умение на практике, приняв участие в каком-либо судебном (правовом) споре. Успех в подобном деле фактически обеспечивал признание соискателя бием.
Иные критерии (социальное происхождение, возраст и др.) не имели решающего значения. Например, исследователи иногда отмечают довольно ранний даже для тех времен возраст (13 лет), когда претендент признавался бием. Обычно бии происходили из простолюдинов, не отличаясь родовитостью, хотя были известны бии из султанов. Звание бий являлось своеобразной бессрочной лицензией на легальную юридическую практику в качестве судьи или адвоката. Кроме того, по своему положению в обществе бий мог быть главой общины (рода), советником хана или султана, свободным поэтом-рыцарем, то есть мог заниматься административной, военно-политической, дипломатической или иной общественно значимой деятельностью.
Судебная власть в казахской степи издревле осуществлялась в основном биями. Трудно сказать, к какому времени следует отнести возникновение суда биев. По некоторым данным, суды биев как таковые существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 — ок. 1715 г.г.). Сегодня Казахстан активно проводит реформы в судебной системе. Эта необходимость назрела давно. Нагрузка на судей чрезмерно высока, и нередко судьи, осуществляя свою функцию отправления правосудия, при заключении и утверждении мировых соглашений между обратившимися в суд гражданами, а также и юридическими лицами, выступают в той роли, которую в далёкие времена выполняли бии.
Ни так давно в Республике были приняты новые Законы: «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже», а также «О медиации». И теперь участники гражданско-правовых отношений
могут, разрешая свои споры в независимом арбитраже, сами выбирать судей. Задача такой системы — обеспечить сторонам беспристрастное, объективное и вдумчивое разбирательство. Кстати, как известно, такая система очень эффективно применяется на Западе. В отношении нашей страны также справедливо говорить о связи третейских и международных коммерческих арбитражных судов с судами биев в истории Казахстана.
Итак, что же такое суд биев. В древности и вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обусловливалось каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали это почетное звание»… «Чтобы приобрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем и звания своих отцов. Впрочем, из этого вовсе не следует думать, что звание биев было когда-либо наследственным. Мы знаем много людей, отцы которых были известными биями, но которые сами не носят этого звания»….. Такое определение биев с поправкой на время и систему законодательства вполне подходит и к нынешним арбитрам и медиаторам.
В данном случае понятие смысла слова «медиация» — процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон, полностью согласуется с основным назначением деятельности суда биев.
Бии никем формально не избираются и формально никем не утверждаются. Значение их основано на частном авторитете, который приобретают они так же, как в Европе поэты, ученые и адвокаты. Шекспир и Гете считаются всеми за великих поэтов, но мнение о гениальности их основано не на декретах правительств и не на формальных выборах народа. Для выбора в медиаторы же существует определенный порядок и ценз.
Бий тогда только судья, когда к нему обращаются тяжущиеся, обращаются же к нему — пока он пользуется хорошим renommee (франц. — авторитет, престиж), только потеря авторитета лишает его бийского звания.
Главное достоинство суда биев заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Значение бия основано на
авторитете, и звание это есть как бы патент на судебную практику. Тяжущимся киргизам предоставляется свободное право обращаться к любому из лиц, пользующихся судейским renommee, как у нас больные обращаются к медицинским авторитетам, а подсудимые — к известным адвокатам.
Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат обжалованию, между тем как мировым судьям в этом отношении дается слишком большая власть, тем более опасная, что судья может руководствоваться во многих случаях одними законами совести, без всякой другой гарантии». Как можно заключить из вышеприведенного текста, многие современные положения о третейских и международных арбитражных судах поразительно похожи на положения о суде биев.
Основным же сходством настоящей судебной системы с судом биев, обладает статья 48 Гражданского Процессуального Кодекса, позволяющая суду заключить мировое соглашение, формально возложив на судью роль бия.
Введённый же в действие Закон «О медиации» дает медиаторам огромное поле для усовершенствования института примирения сторон, без обращения в судебные органы, поскольку основной целью преследует заключение именно мирового соглашения.
Новый Гражданский процессуальный кодекс, введённый в действие с 1 января 2016 года, существенно расширил возможность применения примирительных процедур непосредственно в суде.
Доказательством возможности разрешения спора без обращения в суды служит статистика, согласно которой более 10% споров в итоге разрешаются в порядке медиации либо иных методов мирного разрешения споров.
Из данного заключения следует вывод о том, что казахи имели свое собственное оригинальное законодательство, что порядок судопроизводства на тот момент у казахов был эффективным и прогрессивным. На основании сказанного мы можем совершенно определенно говорить о том, что казахи имели довольно развитую и эффективную систему судопроизводства. Во многих отношениях эта система могла бы дать фору и нынешней. Поэтому при проведении судебных реформ наряду с достижениями развитых стран необходимо тщательно анализировать и применять свой накопленный исторический опыт.
В.Мирошников, судья суда города Шымкента